Category:

Предыстория уничтожения Конаковского фаянсового завода Шабельной, Синеоким и к0


Как убивали "конаковский фаянс": теперь здесь можно снимать фильмы ужасов

В августе этого года исполнилось 200 лет одному из самых известных предприятий Тверской области. Известному, но, увы, почти несуществующему. Несколько номеров назад мы писали об энтузиастах, которые пытаются возродить Конаковский фаянсовый завод

Ещё 10 лет назад Конаково очень торжественно праздновало 190-летие предприятия. И кто бы знал, что к «круглой дате» знаменитый завод будет похож на «зону» из фильма Тарковского «Сталкер».
А что предшествовало краху этого знаменитого на весь бывший Советский Союз производства? Обратимся к недавней истории.
Кузнецовский фарфор - а именно фабриканты Кузнецовы, владевшие фаянсовым заводом в селе Кузнецово (старинное название Конакова), поставили производство на широкую ногу - пользовался популярностью и до революции, и после неё. А в советские времена Конаково неразрывно связывалось в представлении всей страны, во-первых, с посудой, и лишь во-вторых - с крупнейшей ГРЭС Европы. Конаковские тарелки были как-то понятнее обывателю. Фаянсовый завод в Конакове не прекращал свою работу даже во время Великой Отечественной войны.
К 1991 году мощность завода составляла 100 миллионов изделий в год. На заводе трудилось около 5000 человек. Тогда же начался спад производства. К 1997 году оно снизилось в три раза.
Многое из того, что в советское время казалось простым и само собой разумеющимся, с наступлением рынка оказалось для завода роковым. Так расходы на содержание жилищно-коммунальной сферы, которую завод, как градообразующее предприятие, имел весьма большую, оказались неподъёмными. Начали резко расти цены на энергоносители - а производство на заводе было очень энергозатратным. Мало того, основной поставщик глины АОЗТ «Веско» оказался на Украине, каолин тоже возили оттуда - с Просянского ГОКа. Пришлось закупать более дешёвое сырье в Подмосковье, что незамедлительно сказалось на качестве.
Но, безусловно, основным фактором распада был человеческий. Ведь если бы завод хотели спасти, его бы спасли. Можно было бы договориться и с поставщиками с Украины, и наладить систему сбыта. В основе всех таких историй всегда лежит неумелый или нечистоплотный менеджмент.
В 1992 году по решению Тверского комитета по управлению имуществом было создано акционерное общество открытого типа «Конаковский фаянсовый завод». В 1996 году он стал ОАО «Конаковский фаянсовый завод». Основным акционером оказался Валерий Газаров, генеральный директор ООО «Труба фабричный альянс» - более двух третей акций. Остальные акции принадлежали коллективу. Директором «от Газарова» был назначен Андрей Губа.
Объёмы продаж и выпуска продукции стали падать. А с 2001 года работники перестали получать заработную плату. В 2005 году общий долг завода составил 10 миллионов рублей. Газаровым было принято решение о продаже завода.
Правда, тогда ещё не было оформлено свидетельство собственности на землю - огромный участок 18,5 га у реки в центре Конакова, и здание - краснокирпичные корпуса, типичный образец «промышленного модерна» рубежа XIX - XX веков, площадью более 100 тыс. кв. метров.
И тут вступают на сцену известные всем лица. В 2005 году директора завода Андрея Губу познакомили с Алексеем Моторкиным, известным тверским «деятелем широкого профиля». И, надо полагать, именно Моторкин сводит Газарова с некими Никитой Поповым и Дмитрием Курочкиным, изъявившими желание купить акции. Все данные лица вошли впоследствии в Совет директоров уже обречённого предприятия.
В связи с тем, что завод имел много долгов, было принято решение о его банкротстве. 15 августа 2006 года ОАО «КФЗ» подало заявление в Арбитражный суд Тверской области о признании его банкротом в связи с отсутствием денежных средств на счетах, недостаточностью имущества и убыточностью основной деятельности, невыплатой налогов, отсутствием возможности удовлетворить требования кредиторов. Суд признал предприятие банкротом. В этом момент общая балансовая стоимость завода была чуть меньше 100 млн рублей, долги по зарплате составляли 21 млн рублей.
Ещё в январе 2006 года на заводе работало пусть не 5000 человек, как в прошлые времена, но 1500 рабочих ещё не покинули завод, несмотря на то, что давно не получали зарплату. В мае 2007 года здесь было уже 315 сотрудников. А сейчас - лишь 15 человек в двух комнатах под заказ занимаются выпуском штучной продукции.
Что предприняла «похоронная команда» завода? Все активы завода были поделены между несколькими фирмами: ООО «Связьинвест», некоммерческое партнёрство «Межрегиональное правовое управление», ООО «Торговый дом» Конаковский фаянсовый завод». Их оценили и выставили на продажу.
За год до 200-летия завода прошли торги по продаже зданий и земельного участка под заводом. И здания, и земля ушли по смешным ценам. Достаточно лишь сказать, что за землю по итогам аукциона было уплачено чуть больше полутора миллионов рублей.
И кто же купил комплекс исторических зданий и 18,5 га земли в центре Конакова? Победитель торгов - всё тот же ООО «Связьинвест», теперь консолидировавший все активы у себя.
Смысл, судя по всему, в том, чтобы их перепродать. Но в эпоху глобального экономического кризиса это долгая история.
Сегодня надежды на восстановление завода уже призрачны. Цеха разрушены, в них работают «старатели», которые свинчивают всё, что может «пригодиться в хозяйстве». Нет даже окон. Не заделаны проломы в стенах, через которые выносилось оборудование. На месте поточных линий «Тюрингия», гордости завода, сегодня пустота. Исчезли все конвейеры. В цехе обжига - тьма, мусор, полное отсутствие оборудования. Кое-где умудрились выковырять даже рельсы для вагонеток. Красный уголок с уникальной художественной росписью стен разгромлен. Известный конаковский журналист Максим Малахов, который начинал работать на Конаковском фаянсовом заводе после армии, опубликовал в местной газете «Заря» свои впечатления от посещения родного предприятия в день его 200-летия. Читать репортаж страшно, ещё страшнее смотреть на фотографии.
Удивляет позиция тогдашнего руководства района в лице бывшего главы Михаила Поповича, как минимум, равнодушно смотревшего на гибель знаменитого на всю страну предприятия, гордости Тверской области. Сегодня вопрос спасения завода уже находится за рамками компетенции администрации Конаковского района. Его надо решать на уровне губернатора.
Мы приглашаем к разговору всех заинтересованных лиц. Спасение конаковского фаянса - дело всей области. 

Мария Орлова 

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened