spiryagin.ru

Categories:

Ходоки по «колейным граблям» Московского шоссе: от Ивана Пивкина до Терентия Мещерякова

Если составить самарскую карту плотности мата, то наиболее «густые» участки, полагаю, окажутся вдоль Московского шоссе

Сергей Сурков высоко оценивает свою работу.
Сергей Сурков высоко оценивает свою работу.

Его ремонтировали в 2007 году, оно превратилось в руины, и министр строительства Иван Пивкин грозился гарантийным ремонтом и ликвидацией колейности. Но подрядчик ООО «XXI век» обанкротился и в ремонт этого парадного въезда в Самару перед Мундиалем закопали ещё порядка 8 млрд.руб. Колеи вскоре появились вновь и теперь Минтранс изготовился потратить деньги вновь. Работы хотели выполнить итальянцы «Салини Импреджило», но их со скандалом завернули и отдали деньги «любимице» УФАС - компании ООО «Самаратрансстрой», незримую связь с которой приписывают главе комитета по транспорту Самарской губернской думы Андрею Мурзову. Естественно, столь явное лоббирование ООО «Самаратрансстрой» наводит на мысль о том, что Московское шоссе превратили в дойную корову для «карманных» подрядчиков.  

Напомню, что через два года после последнего ремонта трасса расползлась на колеи, что вызвало гнев и недоумение профессиональных и добровольных радетелей за бюджетные деньги. Самарский Минтранс вынужден был судиться с подрядчиком и проиграл. В арбитраже выяснилось, что подрядчик сделал ровно то, что ему сказали сделать. Из решения следовало, что выданное Минтрансом ТЗ не учитывало трафик. И вообще, то был просто ремонт, а не капитальный ремонт, который как раз и должен был учесть количество проезжающих машин. 

Стоит отметить, что Сибур уже лет десять производит полимер-битумные вяжущие, известные в мире с 50-х годов. Эти материалы с успехом могли бы решить проблему Московского шоссе, и я пока не нашел никаких следов того, что они применялись или будут применяться в дальнейшем для «лечения» проблемы. 

Логично предположить, что после арбитражной оплеухи Минтранс Самарской области: 

1) Покажет виновных, взыщет ущерб, уволит виновных сотрудников, взыщет ущерб с подрядчиков и т.п. Должна же быть сакральная жертва. 

2) Сделает выводы и таки выполнит капитальный ремонт, а если и просто ремонт – то с такими технологиями, которые позволят избежать колейности. Благо министр Иван Пивкин с тех пор не менялся и память свежа.  

Не исключаю, что есть иная причина колейности, которая не отражена в решении Арбитражного суда и которую знает Иван Пивкин и его коллеги. В любом случае, хорошо бы узреть позицию Минтранса по этому поводу и узнать каким образом будет учтен прискорбный опыт не только Пивкина, но и его предшественников. 

Поэтому я постарался вычленить всех причастных к этой позорной истории и направлю запросы каждому, чтобы восстановить картину происходящего и понять, что сделали эти люди (а они при должностях), чтобы не повторить свои ошибки за счет налогоплательщиков. Ведь если смотреть по тендерным бумагам, то складывается ощущение, что Минстрой решительно наступает на старые грабли и после очередного ремонта в 2021 году Московское шоссе опять разойдется на колеи. В прессе звучат слова про новые «антиколейные» ГОСТЫ строительстве новых трасс, закупленное оборудование для контроля за колейностью. Но со стороны Минтранса декларации о новых технологиях звучали и в 2015 году от лица заместитель Министра транспорта Александра Ликомаскина. Он пенял на большой трафик и шипованную резину, рассказывал какие волшебные технологии применяются, чтобы одолеть колейность. Но нет. Не одолел. 

Терентий Мещеряков: «русский патриот в эстонском изгнании»

Деньги на ремонт дали федералы через АНО «ТРАНСПОРТНАЯ ДИРЕКЦИЯ – 2018» (ИНН 7710481750) и его директора Терентия Мещерякова. Контора родилась в 2014 году и скончалась в 2018-м, за это время через счета прокачали более 150 млрд.руб. Можно уверенно предположить, что руководство этого АНО имело возможность и было обязано эффективно распорядиться бюджетными деньгами, однако предпочло превратить 8 млрд. в позорное убожество Московского шоссе. Поэтому полагаю, что часть претензий самарских автолюбителей можно смело обратить к Терентию Мещерякову - бывшему молодогвардейцу, этакому лайт-Милонову, который известен акциями в защиту угнетённых русских у стен прибалтийских посольств и продвижении в питерском ЗАКСе безумных инициатив. Мещеряков оставил после себя в Питере густой PR-след в качестве «самого креативного чиновника Санкт-Петербурга». 

Говорят, что во многом благодаря жене-пиарщице Ксении Костиной он продвигал духи с ароматом Купчино, запрещал нанимать дворниками  мигрантов и весело чудил на все 146%.  Перед Мундиалем Терентий Мещеряков почувствовал тягу к дорожному строительству и возглавил АНО «ТРАНСПОРТНАЯ ДИРЕКЦИЯ - 2018». После завершения бюджета Мещеряков охладел к дорогам и защите прав угнетенных прибалтами русских и отчалил на ПМЖ в Эстонию. Семейный бизнес - кредитный брокер Lidgid.eu и группа связанных лавок, часть которых пасется и пользуется налоговыми льготами Сколково (правила которого, к слову, запрещают работу резидентов этого профиля). 

В Эстонии у Терентия всё хорошо. Русскую косоворотку больше не носит, и развивает бизнес в Европе.  Живет в особняке в пригороде Риги, который купил вскоре после завершения миссии в АНО «ТРАНСПРТНАЯ ДИРЕКЦИЯ - 2018». 

Акций в защиту угнетенных прибалтами русских Терентий тоже больше не организует, а жена так вообще рекомендует эстонцам забыть родной язык и перейти на английский. 

В общем есть основания полагать, что Терентий и Ксения лишь притворялись русскими патриотами и под красной косовороткой Терентий показывал Родине фигу.  

В чем была смысл возглавляемой Терентием Мещеряковым прокладки между федеральным бюджетом и региональными бюджетополучателями? По всей видимости – контрольная и распределительная. Полагаю, что именно Мещеряков должен был узреть ущербность составленного самарцами технического задания на ремонт Московского шоссе, вместо капитального ремонта. Иначе трудно понять с какой целью были потрачены средства на НИР по обоснованности мероприятий в городах проведения Мундиаля. 

Полагаю, что специальные люди с экспертными физиономиями за отдельные бюджетные деньги вполне могли увидеть явный ляп в техническом задании и рекомендовать Ивану Пивкину потратить деньги более разумным образом. Мог ведь один умный человек позвонить другому и сказать, что мол, друг, я строю инфраструктуру на, условно, 1000 машин в час, а твое новое Московское шоссе может пропустить только 100 и поэтому превратится в г-но. Деньги даю я и поэтому прошу переделать проект, а не делать заведомое г-но. Но не случилось такого звонка и умные люди сделали глупость. Специально, осознанно или это благоглупость?    

К чему я вспомнил про Терентия Мещерякова? Лишь к тому, что этот человек – точно не идиот. В своём интервью он прямо заявляет, что цель ремонта Московского шоссе – увеличение трафика. Иван Пивкин – тоже не идиот, человек рискованный, окруженный скандалами, но профессиональный и умеющий привлекать в регион федеральные деньги. Тем не менее, Терентий заказывает за отдельные деньги расчет трафика, но, судя по всему, не делится им с Иваном Пивкиным. Подчиненные Ивана Пивкина знают про то, что трафик будет большой – но никак это не учитывают в задании, предсказуемо получают колейность, позорятся перед людьми и в судах со своими же подрядчиками, которых сами же и тащили за уши на Московское шоссе. 

Еще раз отмечу, что и до «мундиального» ремонта на Московском были колеи, то есть можно было задуматься ещё тогда, но я не обнаружил никаких признаков того, что обещанный Иваном Пивкиным в 2021 году очередной ремонт Московского шоссе что-то принципиально изменит. То есть миллиарды бюджетных денег, скорее всего, опять переварит очередная мутная лавка, которая исчезнет в банкротстве, как только встанет вопрос об ответственности за произведённое ей убожество.  

Ниже публикую хронологию событий и буду признателен за дополнительную информацию от знатоков темы. Пост будет пополняться. 

Отдельно попозже расскажу про Терентия Мещерякова и Ксению Костину.  Персонажи исключительные, не могу пройти мимо. 

PS

Хронология «битвы» Ивана Пивкина против колейности Московского шоссе

Проблемы Московского шоссе по версии 63.ру
Проблемы Московского шоссе по версии 63.ру

«Битва» ведется на 2 «фронта»: первый от ул. Мичурина до проспекта Кирова, второй участок - от проспекта Кирова до АЗС № 115 «Роснефть». 

Стартовое состояние начиная с ремонта Московского шоссе в 2007 году хорошо описывается следующими диалогами на форуме «Самарские водители», из которых видно, что все всё понимают.   

09.08.2013 года по итогам конкурса на разработку проектной документации реконструкции Московского шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС № 115 «Роснефть» городского округа Самара, был заключен контракт с АО "Трансмост"  на сумму 149 811 956 рублей. Срок исполнения 01.12.2014. 

Ответственный за выдачу ТЗ на проектирование и прием работ – Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - руководитель департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Чернова Людмила Вячеславовна, прием – Заместитель министра Ликомаскин Александр Иванович)  Ответственный за разработку проектной документации АО «Трансмост» (генеральный директор Агафонов Евгений Геннадьевич)

09.09.2013  заключен контракт № 28-6/40 с ООО «ТОДС» на выполнение работ по разработке проектной документации ремонта автомобильной дороги Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал») на участке от ул. Мичурина до проспекта Кирова городского округа Самара Самарской области (1 этап).

Ответственный за выдачу ТЗ на проектирование и прием работ – Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - руководитель департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Чернова Людмила Вячеславовна). Ответственный за разработку проектной документации ООО «ТОДС» (директор Федоров Олег Васильевич).

18.10.2013 по итогам конкурса выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал») на участке от ул. Мичурина до проспекта Кирова городского округа Самара Самарской области (2 этап) заключен контракт № 118-4/4 с ООО «ТОДС» на сумму 495 000 руб. работы по контракту выполнены, что подтверждает акт сдачи-приемки выполненных работ №2 от 28.10.2014

Ответственный за выдачу ТЗ на проектирование и прием работ – Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - руководитель департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Чернова Людмила Вячеславовна, прием – Заместитель министра Ликомаскин Александр Иванович). Ответственный за разработку проектной документации ООО «ТОДС» (директор Федоров Олег Васильевич).

03.04.2014 по итогам конкурса на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал») на участке от ул. Мичурина до проспекта Кирова городского округа Самара Самарской области (1 этап) заключен контракт  № 57-3/15/14 с ООО «Самаратрасстрой»  на сумму 908 103 342 руб. 15.12.2015 г. контракт был расторгнут по соглашению сторон сумма исполненных обязательств 788 211 662 руб.

Ответственный за выдачу ТЗ на выполнение работ и прием работ – Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - руководитель департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Чернова Людмила Вячеславовна, прием (отв.лицо) – Заместитель министра Ликомаскин Александр Иванович). Ответственный за выполнение работ  ООО «Самаратрасстрой» (директор Сурков Сергей Юрьевич).

23.12.2014 года по итогам конкурса на выполнение работ по реконструкции Московского шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС № 115 «Роснефть» городского округа Самара, обеспечивающего подъезд к стадиону, был заключен контракт № 80-1/50/15 с ООО "Самаратрансстрой"  на сумму 6 633 705 161 рублей. Срок исполнения 28.02.2018.

Ответственный за выдачу ТЗ на выполнение работ и прием работ – Министерство транс-порта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - Заместитель министра руководитель департамента экономики и финансов Приходько Ольга Николаевна, отв. по контракту Ликомаскин Александр Иванович,  прием – директор службы заказчика-застройщика Минтранса Дешевых Андрей Вениаминович.). Ответственный за выполнение  работ  ООО «Самаратрасстрой» (директор Сурков Сергей Юрьевич).

26.04.2018 Минтрансом отправлена претензия № 28/3206  в адрес ООО «Самаратрасстрой» с требованием устранить колейность на всем протяжении отремонтированного участка дороги в рамках гарантийных обязательств по контракту № 57-3/15/14 в срок до 15.05.2018.

Согласно гарантийному паспорту на законченную ремонтом автомобильную дорогу Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал») на участке от ул. Мичурина до проспекта Кирова городского округа Самара Самарской области на объект установлены следующие гарантийные сроки:

- основание дорожной одежды - 10 лет;

- нижний слой покрытия - 8 лет;

- верхний слой покрытия - 5 лет;

- искусственные сооружения - 10 лет;

- пешеходное ограждение - 5 лет;

- дорожные знаки - 4 года;

- разметка термопластиком - 2 года;

- другие элементы обустройства - 2 года. 

22.05.2018 Минтрансом подано исковое заявление к ООО «Самаратрасстрой» в АС Самарской области с требованием обязать устранить недостатки работ, выполненных по государственному контракту от 03.04.2014 №57-3/15/14. Решением от 27.02.2020 года по делу № А55-14007/2018 Минтрансу в иске отказано. 

Ответчик представил письменные возражения, в которых исковые требования не признал, утверждая, что работы по контракту выполнены им в полном объеме и с надлежащим качеством, а колейность образовалась в результате износа покрытия в процессе эксплуатации под воздействием колес автомобилей (шипованной резины), природных факторов, при применении антигололедных реагентов при зимнем содержании дороги. В подтверждение своих доводов ответчик представил копию заключения эксперта МОО «Профессиональный инженер» Кочеткова А.В. от 18.06.2018 № 111/2018, согласно которому важнейшим фактором, влияющим на износ, является интенсивность движения автомобилей. Проведенными по делу судебными экспертизами установлено, что качество материалов, примененных ответчиком по государственному контракту от 03.04.2014 №57- 3/15/14, соответствует условиям этого контракта. Из ответа эксперта Солодилова А.В. на вопрос суда о том, какова причина (причины) образования колейности дорожного покрытия автомобильной дороги, следует, что причиной образования колейности является проектная ошибка, заключающаяся в принятой заниженной среднесуточной интенсивности движения. На вопрос суда, относится ли колейность дорожного покрытия автомобильной дороги Московское шоссе на участке от ул. Мичурина до проспекта Кирова городского округа Самара Самарской области к недостатку выполненных работ, подлежащему устранению в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту от 03.04.2014 № 57-3/15/14, эксперт Солодилов А.В. ответил, что колейность дорожного покрытия автомобильной дороги Московское шоссе на участке от ул. Мичурина до проспекта Кирова городского округа Самара Самарской области не относится к недостаткам выполненных ответчиком работ, подлежащим устранению в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту от 03.04.2014 № 57-3/15/14. Как следует из выводов повторной строительно-технической экспертизы эксперта Талалая В.В., данные лабораторных испытаний подтверждают соответствие качества работ, выполненных ответчиком по государственному контракту от 03.04.2014 № 57- 3/15/14 условиям этого контракта. Причиной образований колейности является техническая эксплуатация дорожного покрытия автомобильной дороги, а именно: наличие такой интенсивности движения, при которой рекомендуется принимать гарантийный срок 2 года и усиливать толщину дорожной одежды и приводить расчетную прочность под автомобильный ряд, проходящий по данной дороге. Обнаружить это при обычном способе приемки работ технически невозможно. Колейность дорожного покрытия автомобильной дороги не относится к недостатку выполненных работ, подлежащему устранению в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту от 03.04.2014 №57-3/15/14. Как указало третье лицо, условия по расчету интенсивности дорожного движения применяются только при разработке проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту. Поэтому при разработке проектной документации на основании заключенного с истцом договора от 09.09.2013 № 28-6/40, условиями которого не была предусмотрена обязанность по разработке проекта в части просчета интенсивности дорожного движения, такой просчет третьим лицом не выполнялся, из чего следует, что проектная документация была изготовлена не на капитальный ремонт автомобильной дороги (при котором колейность являлась бы недостатком выполненных работ). Следовательно, ответчик при выполнении работ по государственному контракту от 03.04.2014 № 57-3/15/14 получил от истца такое техническое задание, которое не предполагало капитальный ремонт автомобильной дороги, и, соответственно, не имел возможности выполнить тот объем работ, который бы препятствовал образованию колейности при имеющейся интенсивности дорожного движения, поскольку государственным контрактом не было предусмотрено ни выполнение этих работ, ни их оплата.

21.08.2020 Суд назвал Минтранс виновником колейности Московского шоссе

23.12.2014 года по итогам конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал») на участке от ул. Мичурина до проспекта Кирова городского округа Самара Самарской области (2 этап), был заключен контракт № 140-3/62/14 с ООО "Самаратрансстрой" на сумму 812 494 448 рублей. Срок исполнения 31.10.2015. Этапы работ: 1 этап - ул. Мичурина до ул. Луначарского, 2 этап - от ул. Луначарского до ул. Авроры  3 этап - от ул. Авроры до пр. Кирова. 

Ответственный за выдачу ТЗ на выполнение работ и прием работ – Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта и прием - Заместитель министра Ликомаскин Александр Иванович). Ответственный за выполнение работ ООО «Самаратрасстрой» (директор Сурков Сергей Юрьевич).

Согласно примечанию в Приложении №1 к ГК объемы работ по капитальному ремонту исключают объемы работ, учтенные в ремонте объекта согласно договору №28-6/40 от 09.09.2013. 22.12.2015 г. контракт расторгли по соглашению сторон, сумма исполненных обязательств 739 748 588 руб.

  26.04.2018 Минтрансом отправлена претензия № 28/3207 в адрес ООО «Самаратрасстрой» с требованием устранить выявленные замечания в рамках гарантийных обязательств по контракту № 140-3/62/14 в срок до 15.05.2018.

  23.12.2014 года по итогам конкурса на выполнение работ по реконструкции Московского шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС № 115 «Роснефть» городского округа Самара, обеспечивающего подъезд к стадиону, был заключен контракт № 80-1/50/15 с ООО "Самаратрансстрой" на сумму 6 633 705 161 рублей. Срок исполнения 28.02.2018.

Ответственный за выдачу ТЗ на выполнение работ и прием работ – Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - Заместитель министра руководитель департамента экономики и финансов Приходько Ольга Николаевна, отв. по контракту Ликомаскин Александр Иванович, прием – директор службы заказчика-застройщика Минтранса Дешевых Андрей Вениаминович). Ответственный за выполнение работ ООО «Самаратрасстрой» (директор Сурков Сергей Юрьевич).

26.09.2016 года по итогам конкурса на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал») на участке км 1+300 – км 1+650, расположенной в городском округе Самара, был заключен контракт № 69-3/35/16 с ООО "Самаратрансстрой" на сумму 168 350 320 рублей. Срок исполнения 31.01.2018. (Дело №А55-9803/2019)

Ответственный за выдачу ТЗ на выполнение работ и прием работ – Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - Заместитель министра руководитель департамента экономики и финансов Приходько Ольга Николаевна, прием (отв. лицо) – Заместитель министра Ликомаскин Александр Иванович). Ответственный за выполнение работ ООО «Самаратрасстрой» (директор Сурков Сергей Юрьевич).

28.11.2016 года по итогам конкурса на оказание услуг по проведению авторского надзора на объекте "Реконструкция Московского шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС №115 "Роснефть" городского округа Самара", был заключен контракт № 74-1/36/16 с ООО "ТОДС" на сумму 13 598 889 рублей. Срок исполнения 31.12.2017.

Ответственный за выдачу ТЗ на оказание услуг и прием работ – Министерство транс-порта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - Заместитель министра руководитель департамента экономики и финансов Приходько Ольга Николаевна, ответственное лицо директор службы заказчика-застройщика Минтранса Дешевых Андрей Вениаминович). Ответственный за выполнение ООО «ТОДС» (директор Федоров Олег Васильевич).

 28.11.2018 года по итогам конкурса на разработку проектной документации ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 "Урал"), расположенной в городском округе Самара был заключен контракт № 82-5/29/18 с ООО "Приз" на сумму 16 020 000 рублей. Срок исполнения 31.10.2019. 

Ответственный за выдачу ТЗ на оказание услуг и прием работ – Министерство транс-порта и автомобильных дорог Самарской области (Министр - Пивкин Иван Иванович, подписант контракта - Заместитель министра руководитель департамента экономики и финансов Приходько Ольга Николаевна, ТЗ утвердил Неретин Сергей Валерьевич – заместитель министра – руководитель департамента планирования и развития дорожного хозяйства). Ответственный за выполнение ООО «Проекты и Изыскания» (генеральный директор Арпишкина Татьяна Владимировна).

И снова ТЗ на ремонт, а не на кап.ремонт видимо ситуация по делу № А55-14007/2018 ничему Минтранс не научила.

19.06.2020 на tvsamara.ru появляется заметка «Московское шоссе в Самаре отремонтируют», в котором заместитель министра транспорта Андрей Спиридонов обещает таки капитальный ремонт. Что он имеет ввиду — я так и не понял. Напутали журналисты или Минтранс сознательно вводит публику в заблуждение?  Не знаю, но обязательно спрошу. 

Иполнительный директор СРО НП ГК «Промстройпроект» Олег Веревкин выступил к «Коммерсанте» в роли Капитана очевидность (снимаю шляпу): «в процессе строительства дорог «участвует заказчик, подрядчик и иногда проектная организация»: «У нас всегда крайней получается только сторона, которая выполняла работы. Но работы выполнялись по проектной документации. Например, подрядчик должен положить 4 см верхнего слоя. Через год 4 см рассыпались, поскольку этого было недостаточно. Кто в этом виноват? Конечно заказчик». «Поэтому нужно проанализировать контракты и то, насколько качественно проводился контроль за работами, прежде чем подписывать эти акты. Кроме того, не секрет, что дороги делались с подходом не качество, а количество. Поэтому и давались такие задания — делать ослабленный ремонт дорожной одежды». 

Ну и простой заключительный вопрос. Кто собирается  отчитываться километрами и собирает административные плюшки? Иван Иванович Пивкин, который, по моему мнению, персонально ответственнен за колейность Московского шоссе. 

PS

История вышла на очередной виток. Полагаю, что дабы избежать претензий ФАС в картельном сговоре было принято соломоново решение — на конкурс по очередной реконструкции Московского шоссе заявился лишь «Самаратрасстрой» и получил 459 682 352,93 рубля. 

Что имею скзать в итоге?  Не дураки и дороги виновны в бедах России, а пока безнаказанные хамы. 

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened