Categories:

Агентство стратегических инициатив как карго-культ:анализ результатов работы АСИ в Самарской области

С живым интересом наблюдаю за ритуальными танцами Дмитрия Азарова и директора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой. 

На мой взгляд, основным плюсом в деятельности АСИ является то, что мало кого интересует чем оно занято. Бюджета нет, внятного функционала и четкой зоны ответственности тоже нет. Агентство за все хорошее против всего плохого. Идеально для трудоустройства жен и детей уважаемых людей. 

Если же присмотреться, то можно загрустить от того, как здравые идеи проходят фазу карго-культа, шинкуются на новостные поводы, а потом гниют на заднем дворе обломками обещаний, заброшенных сайтов, маразматических отчетов, банального вранья и призраком 159 УК РФ по результатам проверки Счетной палаты.  

АСИ лишь советует позитивные советы тем, кто отвечает за результат и поэтому никак не могут повлиять на поведение чиновника. Это хорошо видно на примере Самарской области. 

История АСИ тут начинается с соглашения о сотрудничестве от 2013 года, которое подписал губернатор Николай Меркушкин.  За прошедшие 8 с гаком лет Агентство стратегических инициатив развивало дуальное образование, летало по вертикали, делало умную дорогу, внедряло стандарт инвестиционной привлекательности, готовило кадры для промышленности, строило билдинг-сады и подключала к программе рибейтов.  Был проект «Открытая реанимация» и внедрение стандарта работы с дикими животными.  Стандарты АСИ касались детей – инвалидов, цифрового обучения педагогов,  промышленного туризма. Был даже инвест – питчинг (!), который посвятили Самарской Луке. 

Восторг вызывает смелая программа снижения теневой экономики Самарской области в три раза. Её презентовала самарская команда на мероприятии АСИ в 2017 году под руководством Александра Кобенко. Следов снижения теневой экономики я не нашел, если только не относить к таковым увольнение Кобенко. Впрочем его можно понять, так как в рамках столь смелой программы в Самаре можно и арматурой выхватить

Результаты работы АСИ в Самарской области, на мой вкус, выглядят довольно жалко. Если же говорить о ситуации с бродячими животными, детскими садами, инвестиционной привлекательностью и состоянием дел с детьми-инвалидами, то можно говорить о полном фиаско. Но не буду торопиться с выводами. Направил запрос в АСИ и Правительство СО. Может они знают больше, чем я обнаружил в открытом доступе. 

К 2021 году союз Самарской области с АСИ стал практически семейным и губернатор Дмитрий Азаров строит грандиозные планы на будущее. 

Гипотетически, собранные АСИ лучшие практики должны хлынуть в Самару. Много лет назад по  по предложению Мордодеда в юбке Светланы Орловой (экс-губернатор Владимирской области) АСИ провело конкурс имени автора «Истории одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина (это смешно, но правда).  Из конкурса вылупился Магазин верных решений АСИ, ныне известный как Смартека АСИ. Среди предложенных практик есть вполне применимые в Самарской области, например: 

1) Внедрение риск - ориентированного подхода при планировании контроля за расходованием бюджетных средств. Полезна для реакции на хамские закупки в стилистике самарского Минтранса и Департамента городского хозяйства и экологии Самары. 

2) Цивилизованный способ продовольственной поддержки бедных за счет продуктовых остатков ритейлеров. Полезно для пользы. 

3)  Сервис планирования и управления городским трафиком «Трансфлоу Модельер». Стоит задуматься после позорища на 6 млрд.руб. с расчетом консультантами Минтранса трафика для Московского шоссе. 

4) Первое место Самары по удельному количеству машин на 1000 человек намекает на создание велосипедной сети

5) Комплексное развитие центральной части города на примере «Иркутского квартала». АСИ показывает, что есть путь отличный от выжигания милой старины и застройки центра уродами (я про дома). 

6) Интерактивная карта ДТП. Позволит Ивану Пивкину устранять места концентрации ДТП несколько раньше, чем образуется гора из трупов (Самарская область в ТОП-10 регионов РФ по смертности в ДТП). 

7) Программа доступа к культурным и спортивным мероприятиям отдельных категорий граждан в соответствии с их интересами и потребностями «Билет». Самара отходит от практики привязывания к кроватям детей-инвалидов. Уходит в прошлое луковый суп. Поэтому можно задуматься о мясе и билетах в театр. 

История фабрики анонсов: от ЦИСС до Проектного офиса 

В 2012 году АСИ сообщило о создании самарского ЦИСС. Министр соцразвития СО Марина Сидухина сообщила, что: «В сегодняшних реалиях Правительство региона заинтересовано в поиске нестандартных, инновационных подходов в развитии социальной сферы, росту частных инициатив и негосударственного сектора социальных услуг».  

В 2020 году ЦИСС (ИНН 6318990897) под бессменным руководством некоего Руслана Гапизова (на нем консалтинговая компания «Росбизнес» и два десятка других юрлиц) тихо скончался, оставив после себя 4 ИП на 30700 руб. Маленькую трагедию никто не заметил и уже в 2021 году Дмитрий Азаров объявил о создании Проектного офиса по внедрению модели «Национальной социальной инициативы». Мол многое сделано, но нужно усугубить. 

На основании чего Азаров сделал вывод о неких победах АСИ в Самарской области? Ответ на этот вопрос лучше искать рассматривая список закрывшихся самарских заводов. Так вышло, что чем больше их вымирало – тем лучше был рейтинг СО по версии АСИ. Картельные соглашения Минтранса, преобладающая закрытость закупок для новых подрядчиков, внеконкурсная раздача земельных участков Минстроем и много других факторов говорят о том, что Самара далеко не рай для инвесторов. К слову, со мной согласен Виталий Стадников, ныне он советник Дмитрия Азарова. Поэтому на стремительное улучшение позиции СО в рейтинге от АСИ разумно смотреть преимущественно в разрезе переезда экс-директора Рейтингового агентства СО Светланы Чупшевой из Самары в Москву. 

На уровне страны ситуация с инвестиционными рейтингами и инвестиционной реальностью складывается очень схоже. С давних лет АСИ улучшает позиции РФ в довольно спорном рейтинге Doing business. Позиции улучшались за счет срезания пласта явно идиотских препон, потом всё уперлось в прозрачность судов и другие системные проблемы, которые не проблемы, а скрепы. Работа над улучшением позиций РФ увенчалась тем, что руководитель направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян урегулировал финансовые разногласия с американским партнером из Baring Vostok в рамках российского уголовного законодательства. Американца арестовали и случился международный скандал, который у многих окончательно отбил желание вкладывать деньги в Россию. Про Doing business вспоминают всё реже, так как чего уж тут вспоминать. И так всё ясно. 

В целом деятельность АСИ в Самарской области на 90% сводится к генерации позитивных инфоповодов «сделаем, но потом» и разного рода конференциям («поговорим»). 

Мне не удалось проследить цепочки «сделали» - «проанализировали» - «сделали лучше» - «отчитались» - «идем дальше». То есть я так и не понял кто занимается реальным делом между объявлениями о создании очередного Центра или Проектного офиса. Ощущение, что никто.  

Поэтому спросил у АСИ:   

       1) Можно ли получить отчет о результатах исполнения соглашения между Н.Меркушкиным и А.Никитиным (в приложении).

       2) Каковы результаты программы "Полеты по вертикали" в СО? Каковы причины её закрытия?

       3) Каковы причины ликвидации регионального центра инноваций социальной сферы» в Самарской области?

       4) Каковы результаты реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»?

       5) Каковы результаты реализации проекта "Создание автодорожных телекоммуникационных сетей" в СО?

     6) Сколько фильмов снято в СО в рамках "Программы рибейтов для кинопроизводителей"?

     7) Насколько успешно идет реализация проекта "Внедрение стандарта организации работы с безнадзорными животными" в Самарской области?

    8) Насколько успешно идет реализация проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с раннего возраста» в СО?

    9) В чем отличие ликвидированного в 2020 году самарского ЦИСС от создаваемого в 2021 году Проектного офиса по внедрению модели НСИ? 

   10)  Контролирует ли АСИ как реализуется дорожная карта по снижению теневой экономики в Самарской области? Карта презентована командой СО в 2017 году в рамках программы РАНХиГС и АСИ.

   11) С чем, по мнению АСИ, связано непрерывное улучшение инвестиционного климата Самарской области? Коррелирует ли улучшение позиции СО в рейтинге с реальным притоком инвестиций в регион?

   12) Учитывает ли методика расчета инвестиционного рейтинга картельные соглашения, действие которых, в частности, видно по факту многократного заключения государственных и муниципальных контрактов с единственным участником (примеры в приложении, справочно - п. 20 в из постановления ВС РФ)?

   13) Можно ли ознакомиться со списком 862 предложений, которые (со слов Дмитрия Азарова) Самарская область разместила в 2021 году на специальной платформе АСИ? 

   14) Как оценивает АСИ деятельность такого института развития как Фонд содействия развитию венчурных инвестиций СО? Считает ли АСИ, что деятельность фонда эффективна и соответствует заявленным целям? 

    15) Сколько проектов из Смартеки АСИ реализовано/реализуется в Самарской области?

Пресс-секретарь АСИ Елена Шишкунова обещала ответить после ПЭМФ

Ждем. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened