Спросил у Прокурора про ОКТОГОН: не хотят ли они вернуть в бюджет 2,8 млн. за воздушный консалтинг?
Прокурор Самарской области
Берижицкий Сергей Петрович
Копия (справочно)
Председатель Счетной палаты Самарской области
Дуброва Елена Викторовна
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Сергей Петрович,
Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» предписывает Генеральной прокуратуре совместно с МВД, ФСБ и ФСПП принять дополнительные меры, направленные на обеспечение взыскания ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями. Полагаю, что мне удалось найти практически идеальный способ выполнить данное поручение с минимальными усилиями, в компании профессионалов, которые не только разработают механизм взыскания ущерба, но и опробуют его на самих себе.
С целью изучения того, как в настоящий момент работает данный механизм мной выявлено 67 конкурсов на сомнительные научно-исследовательские работы, консалтинг и услуги на сумму порядка 200 млн.руб. Заказчиками конкурсов выступали министерства, департаменты правительства СО, муниципалитеты и ФГБОУ ВПО «Самарский Государственный Университет». Конкурсы объединяет то, что в них участвовали и неизменно выигрывали юрлица, аффилированные с сотрудниками Самарского Государственного Университета (Виктор Владимирович Полянский, Николай Геннадьевич Фроловский, Олег Анатольевич Никитенко и др.). При этом О.А. Никитенко (директор и учредитель ООО «ОКТОГОН») является председателем Общественного совета при Главном управления организации торгов Правительства СО, которое организует большую часть выигранных компаниями О.Никитенко торгов.
13.09.2021 г. мной направлены журналистские запросы в адрес Полянского В.В. и Никитенко О.А. Они пообещали ответить, но пока воздержались. Поэтому в качестве иллюстрации компетенций этих людей направляю Вам презентацию группы ОКТОГОН. Также справочно сообщаю, что группа является инициатором провального проекта «5 кварталов», который реализовывался совместно с уже осуждённым экс-директором СОФЖИ и соседом ОКТОГОНа по офису Реналем Мязитовым.
Изучить плоды научно-исследовательской деятельности ОКТОГОНа мне не удалось, так как заказчиками они не публикуются. Полагаю, что ценность этих НИРов такова, что лучше их никому не показывать. Эту гипотезу, отчасти, подтвердила Счетная палата Самарской области (см. отчет о работе Счетной палаты за 2019 г., стр. 128), которая проверила закупку № 0142200001317005738 на экспертизу муниципальных правовых актов. Закупка признана необоснованной и неэффективной. Аудиторы установили:
- в закупке участвовали организации с признаками аффилированности.
- акты сдачи-приемки работ не подписаны исполнителем и заказчиком.
- объем неэффективного использования бюджетных средств составил 2,8 млн.руб.
К сожалению, Счетная палата не анализировала 66 аналогичных конкурсов группы компаний ОКТОГОН, в противном случае, полагаю, сумма ущерба в 2,8 млн.руб. могла увеличиться многократно.
Тем не менее, ситуация уникальна с точки зрения наилучшего выполнения Указа Президента РФ о выработке механизма компенсации ущерба, нанесённого коррупционными правонарушениями (ведь трудно трактовать выявленный Счетной палатой эпизод иначе). Дело в том, что бенефициары группы ОКТОГОН второй десяток лет плотно вовлечены в разработку региональных нормативных актов. Поэтому они могли бы не только помочь Прокуратуре разработать механизм возврата ущерба от коррупционных преступлений, но и сразу воспользоваться им на своём примере (т.е. для начала, вернуть в бюджет упомянутые выше 2,8 млн.руб.
Этический кодекс Самарского университета задаёт высокие и обязательные к исполнению требования к профессорско-преподавательскому составу. Поэтому Полянский В.В., Фроловский Н.Г. и Никитенко О.А. не имеют никакой возможности проигнорировать проблему и, на мой взгляд, обязаны не только погасить ущерб, но и помочь Прокуратуре и самарским законодателям ликвидировать пробелы в нормативно-правовой базе, которые делают возможной растрату бюджетных средств на фиктивные или дублирующие функционал чиновников научно-исследовательские работы. Полагаю, что для этого нужна лишь инициатива Прокуратуры.
Таким образом, под патронажем Прокуратуры может быть реализован уникальный кейс, результатом которого будет не только возврат в бюджет 2,8 млн.руб., но и устранение ряда системных проблем вроде обналички бюджетных средств под прикрытием покупки фиктивных НИРов.
Помочь данные лица, на мой взгляд, обязаны и потому как на протяжении многих лет ведут оплаченную государством преподавательскую и научно-практическую деятельность (включая сферу противодействия коррупции). Логично предположить, что их теоретические изыскания за бюджетный счет нужны лишь для практического использования и ни для чего больше. В частности, ОКТОГОНОм выполнялся Мониторинг правоприменения положений законодательства РФ, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности (конкурс № 0142200001314011471). То есть профильные компетенции в сфере борьбы с коррупцией и ограничения конкуренции на торгах (конкурс № 0142200001315002750) у специалистов ОКТОГОНА есть. Более того, у них есть компетенции и по внедрению изменений, что следует из заказа № 0142200001313003439 на НИР «Апробация универсальности методологии реинжиниринга контрольных (надзорных) и разрешительных функций органов исполнительной власти Самарской области посредством разработки модельных административных регламентов предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, реализуемых в рамках разрешительных функций, и осуществления уполномоченными органами местного самоуправления муниципального контроля (государственного экологического надзора)».
В рамках проводимого мной журналистского расследования на основании ст. 29 Конституции РФ, ст.ст. 3 и 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу предоставить следующую информацию:
1) Будут ли предприняты меры прокурорского реагирования с целью возврата в бюджет 2,8 млн.руб., расходование которых на НИР в рамках закупки № 0142200001317005738 признано Счетной палатой необоснованной и неэффективной?
2) Считает ли Прокуратура допустимой ситуацию, при которой контролирующее лицо группы ОКТОГОН в лице О.Никитенко имеет возможность влиять на согласование целевых показателей (влияющих, в частности, на премиальные выплаты сотрудников) Главного управления организации торгов Правительства СО, а также получает возможность влияния на сотрудников управления, которые, со своей стороны, получили в его лице лояльного председателя общественного совета, не поднимающего острые вопросы о многочисленных (как следует от отчетов Счетной палаты) недостатках в работе управления?
3) Планирует ли Прокуратура принять меры прокурорского реагирования с целью обязать ФАС СО изучить конкурсы, в которых участвовала группа ОКТОГОН на предмет выявления картельного сговора и/или признаков ограничения конкуренции?
4) Планирует ли Прокуратура в рамках реализации Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» добиваться обязательной публикации результатов НИРов, оплаченных министерствами и муниципалитетами за бюджетный счет, как мере профилактики преступлениями коррупционной направленности в сфере околобюджетного консалтинга, псевдо-научных исследований и оплаты чиновниками работ, которые они обязаны выполнять в рамках своих должностных обязанностей.
5) Планирует ли Прокуратура привлечь группу ОКТОГОН и сотрудников Самарского Государственного Университета для доработки региональных антикоррупционных регламентов и практического их апробирования в рамках реализации Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»?
Приложения:
1) Реестр конкурсов с участием группы компаний «ОКТОГОН».
2) Журналистское расследование: https://spiryagin.ru/91702.html и запросы в адрес О.Никитенко и В.Полянского.
3) Ссылка на закупку № № 0142200001317005738
4) Ссылка на отчет о работе Счетной палаты за 2019 г. (стр. 128).
6) Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478.
7) Этический кодекс Самарского университета.
С уважением,
Главный редактор газеты «Русский расклад»
Спирягин Владимир Александрович
http://rusrasklad.ru/, glavred@rusrasklad.com
Свидетельство о регистрации. ПИ № ФСС77-75154 от 07.03.2019