Примитивные фокусы: как Минэкономразвития и Минтранс Самарской области покрывают дорожный картель
Озадачился вопросом о том, как Министр экономического развития Самарской области Дмитрий Богданов умудряется так бодро отчитываться о развитии конкуренции на рынке дорожного строительства?
Ведь всё даже ОНФ вопиет о монополии. Наглой и непробиваемой. Направил в МЭР запрос и получил бредовый ответ без авторства, на который отправил уточняющий запрос. После этого подчиненные Богданова отправились совещаться с подчинёнными Пивкина, так как маячит перспектива признания картельного сговора. Информации для уточнения дорожной карты и отчета о развитии конкуренции — море. Если аналитики МЭР не освоили Google, то можно взять на работу Ксению Штефан и Алену Воронцову. Девушки уже всё исследовали, осталось лишь красиво оформить.
Насколько я могу судить на данный момент:
1) Отчеты о развитии конкуренции составляются на основании информации от профильных министерств, которые заинтересованы в красивом отчете.
2) Никакой (от слова совсем) проверке информация не подвергается (по всей видимости в этом суть методики Богданова, на которой он ссылается в отчете о развитии конкуренции).
3) Рынок дорожного строительства по версии Богданова не включает в себя сферу работ по эксплуатации дорог (колоссальный, коррупционный и на 100% монополизированный сегмент).
4) Для улучшения отчета Минтранс СО «забывает» сообщить о самых скандальных – квазигосударственных игроках рынка в лице МП «Благоустройство» и ГКП СО «АСАДО», в результате отчеты Богданова цветут розами.
5) Каким-то удивительным образом Богданову удаётся не заметить практически ежедневные скандалы, информацию о коррупционных схемах в ходе проведения торгов, массовые конкурсы с единственным участником и т.д. Весь этот сегмент проверяемой и неоспоримой информации просто игнорируется методикой Богданова.
С интересом жду ответа МЭР и делюсь эпосом в четырех частях.
Часть первая: ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЗАПРОС
В рамках исполнения поручения Президента РФ от 15.05.2018 N Пр-817ГС Минэкономразвития СО реализует дорожную карту по содействию развитию конкуренции. Из отчёта Министерства за 2020 год следует, что свою работу в этом направлении оно считает эффективной, что, на мой взгляд, представляется спорным.
Полагаю, что для улучшения отчета о конкурентном благополучии на дорожном рынке министерство не заметило «слона» (даже двух) и «забыло» учесть в качестве участников рынка ГКП СО «АСАДО» («дочка» Минтранса СО) и МП «Благоустройство» («дочка» самарской администрации). Поэтому Минэкономразвития СО сообщает лишь о 49 частных подрядных организациях, которые действуют в Самарской области и образуют 100% рынка.
Но даже если закрыть глаза на явную подтасовку в виде исключения ГКП «АСАДО» и МП «Благоустройство» из числа участников рынка, то совершенно непонятно как Минэкономразвития удалось столь позитивно оценить организацию конкурсов силами крупнейших региональных заказчиков (Минтранс СО, ДГХИЭ Администрации г.о. Самара и др.). В рамках расследования нарушений антикоррупционного и антимонопольного законодательства в сфере дорожного строительства мной выявлена системная проблема – сотни конкурсов в Самарской области проходят с единственным участником (Приложение № 1). При этом гораздо большей проблемой является отсутствие какой-либо рефлексии государственных и муниципальных структур (в первую очередь – Минэкономразвития СО) относительно проблемы, которая существует десятилетиями. Более того, Минэкономразвития СО указывает в отчете заведомо ложную и прямо противоречащую фактам информацию об отсутствии барьеров для доступа участников на рынок. Очевидно, что отсутствие конкуренции в конкурсах на миллиарды рублей в кризисные «ковидные» годы говорит о существовании барьеров, которые министерство не может (что говорит о непрофессионализме) или не хочет (что намекает на коррупцию) замечать.
В качестве примера приведу позицию первого заместителя главы г. Самара В.Василенко (Приложение № 2), который указывает на то, что уже пять лет желание получить контракты на обслуживание дорожно-уличной сети г. Самара изъявляет лишь одна организация (имеется ввиду МП «Благоустройство», которая с легкостью и в абсолютном одиночестве забирает подряды на 451 277 212 руб, 455 647 609 руб, 355 701 386 руб., 574 775 069 руб, 541 576 888 руб. и т.д.)
О проблеме «конкурсов без конкурса» написано сотни статей. Могу предположить, что такой подход стал логичным продолжением конфликтов с ФАС и «картельных» уголовных дел, которые сделали имитацию конкуренции делом опасным. Поэтому чиновники научились отбивать желание участвовать в конкурсах у всех желающих кроме избранных (завышением стоимости лотов, в первую очередь). Зачастую по результатам заключения контракта с единственным участником проводится формальная комиссионная проверка. Я проанализировал сотню выполненных под копирку актов проверок. Результат работы комиссий сводится к размыванию ответственности за передачу подрядов прикормленным подрядчикам (ООО «Самаратрансстрой», ООО «КЕДР-1», ООО «ПСК» и др.). При этом часть из «частников» на системной основе становится субподрядчиками у выигравших тендеры ГКП СО «АСАДО» и МП «Благоустройство» (сами они не заявляются на тендеры или делают это по очереди с ГКП СО «АСАДО» или МП «Благоустройство», что косвенно указывает на наличие картельного соглашения[1]).
Примечательно и то, что Минэкономразвития СО не задаётся вопросом о том, почему в Самарской области практически не работают дорожные фирмы из других регионов (фирмы из группы Ротенбергов – не в счет). Вполне очевидно, что при отсутствии неформальных барьеров для «чужаков» - конкурсы на миллиарды рублей не проходили бы в одиночестве.
На основании ст. 29 Конституции РФ, ст.ст. 3 и 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу предоставить следующую информацию:
1) Почему в отчете министерства о внедрении стандарта развития конкуренции на рынке дорожной деятельности не указаны крупнейшие государственные и муниципальные дорожные подрядчики (ГКП СО «АСАДО», МП «Благоустройство» и др.)?
2) Планирует ли министерство исправить отчет о внедрении стандарта развития конкуренции за 2020 год с учётом роли ГКП СО «АСАДО», МП «Благоустройство», а также информации В.Василенко и предоставленной редакцией «Русского расклада» аналитике, которая говорит о том, что торги без конкуренции на миллиарды рублей – норма для крупнейших бюджетных заказчиков дорожных работ в Самарской области?
3) Изучался ли Минэкономразвития СО кейс с выдавливанием из Самарской области итальянского подрядчика Салини Импреджило С.п.А в интересах ООО «Самаратрнасстрой»?
4) Изучался ли Минэкономразвития СО в ходе подготовки отчета об исполнении дорожной карты опыт удивительного успеха ООО «Самаратрансстрой» (20% рынка, по информации министерства)?
Планирует ли министерство для исправления сложившейся ситуации внедрить рекомендованный АСИ риск - ориентированного подхода при планировании контроля за расходованием бюджетных средств?
[1] Так как стоимость всех контрактов рассчитывается на основе единого подхода, то картельный сговор может быть единственной веской причиной отсутствия конкуренции на торгах.
Приложения:
- ответ на запрос В.Василенко
- справка в отношении конкурсов на производство дорожных работ с единственным участником.
С уважением,
Главный редактор газеты «Русский расклад»
Спирягин Владимир Александрович
Часть вторая: Получен ответ без указания авторства
Информация по журналистскому запросу главного редактора
газеты «Русский расклад» по содействию развитию конкуренции
В ответ на письмо Департамента информационной политики Администрации Губернатора Самарской области от 18.10.2021
№ 03-05/1237-вн министерство экономического развития и инвестиций Самарской области (далее – МЭР СО) сообщает следующее.
Согласно распоряжению Губернатора Самарской области от 31.12.2019 № 587-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на 2019 – 2022 годы» органом исполнительной власти Самарской области, ответственным за содействие развитию конкуренции на региональном рынке дорожной деятельности (за исключением проектирования) (далее – рынок дорожной деятельности), а также проведение мониторинга на нем, является министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее – Министерство транспорта). Соответственно информация о состоянии и развитии конкуренции на рынке дорожной деятельности Самарской области, представленная в Докладе о состоянии и развитии конкуренции в Самарской области в 2020 году, а также данные о ходе реализации мероприятий «дорожной карты» за 2020 год подготовлены Министерством транспорта.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с методикой расчета ключевого показателя развития конкуренции в отраслях экономики в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной антимонопольной службы от 06.08.2019 № 1059/19, при расчете ключевого показателя развития конкуренции на рынке дорожной деятельности используется информация об объеме выручки всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке с распределением на выручку хозяйствующих субъектов частного сектора и выручку хозяйствующих субъектов с государственным или муниципальным участием по виду деятельности ОКВЭД2 42.11 «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей».
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности является:
- для государственного казенного предприятия Самарской области «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области» (далее – ГКП СО «АСАДО») – «52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей»;
- муниципального предприятия городского округа Самара «Благоустройство» (далее МП – «Благоустройство) – «81.29.2 Подметание улиц и уборка снега».
Таким образом, в рамках проведения мониторинга состояния и развития конкуренции в Самарской области за 2020 год данные о выручке ГКП СО «АСАДО» и МП «Благоустройство» по виду деятельности «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей» в МЭР СО не поступали. Соответственно основания для внесения изменений в Доклад о состоянии и развитии конкуренции в Самарской области в 2020 году, а также в отчет о ходе реализации мероприятий «дорожной карты» за 2020 год в части рынка дорожной деятельности у МЭР СО отсутствуют.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области
от 11.10.2018 № 585 региональным органом исполнительной власти, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является Государственная инспекция финансового контроля Самарской области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляется Федеральной антимонопольной службой. В связи с этим оценка конкурентности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на рынке дорожной деятельности, а также внедрение риск-ориентированного подхода при планировании контроля за расходованием бюджетных средств не входит в компетенцию МЭР СО.
Часть третья: уточняющий запрос
Министр экономического развития и инвестиций Самарской области
Богданов Дмитрий Юрьевич
Руководитель департамента информационной политики
Администрации Губернатора Самарской области
Летичевская Елена Викторовна
Исх. № 3/09.11.2021
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЗАПРОС
26.10.21 редакцией газеты «Русский расклад» получен ответ на запрос от 18.10.21. Документ не подписан и содержит ложную информацию. В частности,
1) «Согласно полученной информации от МЭР СО, расчет ключевого показателя развития конкуренции в отраслях экономики в субъектах РФ производиться в соответствии с методикой, утвержденной Приказом ФАС от 06.08.2019 № 1059/19 о внесении изменений в Приказ ФАС России от 29.08.2018 № 1232/18. При расчете ключевого показателя развития конкуренции на рынке дорожной деятельности используется информация об объеме выручки всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке с распределением на выручку хозяйствующих субъектов частного сектора и выручку хозяйствующих субъектов с государственным или муниципальным участием по виду деятельности ОКВЭД2 42.11 «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей». В рамках проведения мониторинга состояния и развития конкуренции в Самарской области за 2020 год данные о выручке ГКП СО «АСАДО» и МП Г.О. Самара «Благоустройство» по виду деятельности «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей» в МЭР СО не поступали».
Комментарий редакции газеты «Русский расклад»
Согласно данным ЕГРЮЛ одним из видов экономической деятельности для ГКП СО «АСАДО» и МП Г.О. Самара «Благоустройство» является – «42.11 Строительство автомобильных дорог и автомагистралей». В 2020 году ГКП СО «АСАДО» в качестве поставщика заключила 6 контрактов:
- № 2631580052320000019 от 30.03.2020 на сумму 322 776 302 рубля 59 копеек;
- № 2631580052320000020 от 30.03.2020 на сумму 453 317 019 рублей 28 копеек;
- № 2631580052320000022 от 02.04.2020 на сумму 433 412 071 рубль 87 копеек;
- № 2631580052320000082 от 30.10.2020 на сумму 604 981 544 рубля 74 копейки;
- № 2631580052320000083 от 30.10.2020 на сумму 827 648 987 рублей 93 копейки;
- № 2631580052320000084 от 30.10.2020 на сумму 323 050 444 рубля 85 копеек.
Позиции по ОКПД 2, вышеуказанных контрактов - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов (42.11.20.000).
Также в 2020 году ГКП СО «АСАДО» выполнялись работы по государственным контрактам, заключенным в 2019 году, а именно:
- № 2631580052319000130 от 09.12.2019 на сумму 452 688 176 рублей 27 копеек;
- № 2631580052319000131 от 09.12.2019 на сумму 641 752 967 рублей 95 копеек;
- № 2631580052319000132 от 09.12.2019 на сумму 790 138 915 рублей 60 копеек;
Позиции по ОКПД 2, вышеуказанных контрактов - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов (42.11.20.000).
По информации с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок в 2020 году МП Г.О. Самара «Благоустройство» в качестве поставщика заключила контракт № 3631570050420000012 от 18.03.2020 года на сумму 60 503 360 рублей 30 копеек (позиция по ОКПД 2 - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов (42.11.20.000);
Из вышеуказанной информации следует, что в 2020 году МП Г.О. Самара «Благоустройство» и ГКП СО «АСАДО» заключают контракты с позицией ОКПД 2- 42.11.20.000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов». Также в 2020 году ГКП СО «АСАДО» выполняла работы по 3 государственным контрактам, заключенным в 2019 году на общую сумму 1 884 580 058 рублей с позицией ОКПД 2 - 42.11.20.000.
На основании ст. 29 Конституции РФ, ст.ст. 3 и 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу повторно изучить редакционный запрос от 18.10.21 и дать на него аргументированный и содержащий указание на авторство ответ с учетом актуальной (см. выше) информации о ГКП «АСДО» и МП «Благоустройство». Также прошу сообщить:
1) Планирует ли МЭР СО корректировать недостоверный отчет о развитии конкуренции на рынке дорожной деятельности путем учета в нем крупнейших игроков - квазигосударственных организаций в лице ГКП «АСАДО» и МП «Благоустройство»?
2) Планируется ли МЭР СО составление дорожной карты развития рынка эксплуатации автомагистралей, который практически полностью монополизирован ГКП «АСАДО» и МП «Благоустройство» со всеми вытекающими негативными последствиями (коррупция, отсутствие прозрачности, картельные соглашения, отвратительное качество выполнения работ и пр.)?
3) Есть ли у МЭР СО какие либо разумные объяснения практике массовых безальтернативных конкурсов Минтранса СО и ДГХ
Приложение:
1) Ссылка на сайт ГКП «АСАДО» с информацией об услуге строительства дорог (https://www.gkp-asado.ru/services/ и на титульной странице).
2) Ссылка на статьи о МП «Благоустройство» «Золотой снег: кому и сколько мэрия Самары платит за уборку улиц».
3) Скриншот сайта ГКП «АСАДО».
Часть четвертая, задумчивая.