Контракты жизненного цикла против самарского бездорожья и безудержного распила. Почему их так мало?
Контракты жизненного цикла существуют в мировой практике уже полсотни лет. В их основе простая мысль о том, что:
- заказчика интересует не процесс, а результат.
- ему важна длительность эксплуатации,
- ему важно минимизировать расходы на обслуживание,
- ему важно максимально продлить срок эксплуатации.
- для достижения этой цели заказчика и подрядчика нужно усадить в одну лодку, то есть дать подрядчику заработать на эксплуатации, что будет мотивировать качественней проектировать и строить.
В России всё это декларируется, но внедряется крайне медленно. Основная причина проста – на строительстве можно снять сверхприбыль, дать на лапу заказчику за закрытие глаз и обанкротить одноразового подрядчика. Чиновникам КЖЦ не очень выгодны, так как срок их сидения на финпотоке плохо предсказуем и, как правило, ограничен губернаторским/президентским или иным конечным сроком. То есть кушать нужно здесь и сейчас.
Более подробно можно почитать тут:
- Контракт жизненного цикла в дорожном хозяйстве – это новый инструмент бюджетного планирования (доклад на сайте аналитического центра при Правительстве РФ).
- интервью с Валерием Гриневым.
- интервью с Михаилом Блинкиным.
- опыт развитых стран (исследование ВШЭ).
- Контракт жизненного цикла при проектировании и строительстве автомобильных дорог (доклад на сайте ФАС).
В 2015 году Путин публично одобрил идею КЖЦ и началась наработка нормативной базы. Теперь у Ивана Пивкина и других самарских дорожников есть не только возможность, но и обязанность довести к 2024 году количество контрактов на принципах КЖЦ до 70% для дорог, которые строятся на деньги проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (в 2020 году таких контрактов было уже 220 штук).
Гипотетически, внедрение КЖЦ должно стать основным трендом Минтранса и самарского Департамента городского хозяйства и экологии, но этого нет. Хотя колейные проблемы вопиют о том, что подрядчиков нужно мотивировать на конечный результат, дабы у них было меньше соблазна заменять уральский щебень на местный и потом удивляться проступающим колеям и рассказывать байки про индуцированный спрос. Я посмотрел сколько КЖЦ заключено Минтрансом СО. У Минтранса СО лично я нашел лишь 6 контрактов на принципах КЖЦ. Это ничтожно мало и вписаться в показатели БКАД (70% к 2024 году), на мой взгляд, такими темпами практически невозможно.
Заказчик – Минтранс СО,
Поставщик ГКП «АСАДО» (де-факто сам Минтранс СО, так как ГКП АСАДО его 100% «дочка»).
Цена - 145916315,46 руб.
Субподрядчики: ООО "ХРИПУНОВ И К" - 56 544 752 руб,
ООО ГК "ИНТЕРПРАЙЗ" - 1 700 522 руб.
Объект: Выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Богатое – Алексеевка» - Виловатое - Гвардейцы на участке км 0+000 - км 10+000 в Богатовском районе Самарской области
Заказчик – Минтранс СО, поставщик ГКП «АСАДО».
Сумма: 5683233,81 руб.
Субподрядчики: ООО "ХРИПУНОВ И К" - 56 544 752 руб, ООО ГК "ИНТЕРПРАЙЗ" - 1 700 522 руб.
Объект: Выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования регионального значения Подъем-Михайловка - Богдановка - Алексеевка на участке км 21+000 - 21+500 в Нефтегорском районе Самарской области
Заказчик: Минтранс СО
Поставщик: ООО "Куйбышевская дорожная передвижная механизированная колонна".
Сумма: 145297374,66 руб
Субподрядчики: АО "Куйбышевская дорожная ПМК" - 10 401 739 руб.
Выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Новокуйбышевск - Речников на участке км 0+000 – км 6+123, расположенной в городском округе Новокуйбышевск и в муниципальном районе Волжский Самарской области
Заказчик: Минтранс СО
Поставщик: АО "Балтийская строительная компания-СПБ", Цена: 385866483,19 руб.
Субподрядчики:
ООО «Управление механизации Волгатрансстроя» (дочка «АО "БСК-СПБ") - 6 000 000 руб,
ООО "ТРАНСМОСТ" - 5 341 822 руб.
Объект: Выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской области Тольятти - Ташелка на участках км 14+000 – км 23+000, км 26+000 - км 27+000, расположенной в муниципальном районе Ставропольский.
Заказчик: Минтранс СО.
Цена: 185274332,03 руб.
Поставщик: ООО "ХРИПУНОВ И К"
Объект: Выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской области «Курумоч – Новый Буян» - Старая Бинарадка на участке км 0+000 – км 10+710, расположенной в муниципальных районах Волжский и Красноярский.
Заказчик: Минтранс СО.
Подрядчик: ООО "СТРОЙСЕРВИС"
Цена: 123353667,46 руб.
Подрядчики:
Сергей Валентинович Даланов (вроде как выходец из МП «Благоустройство», не к ночи будет упомянуто) - 1 724 400 руб,
ООО "ГРАНДСТРОЙТРАНС" - 1 436 200 руб,
ООО "Трансфер" - 823 034 руб,
ООО "ЗИС" - 823 033,60 руб
ООО ГК "ИНТЕРПРАЙЗ" - 2 195 462 руб
Объект: Выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Осинки – Приволжье на участке км 0+000 – км 7+900, расположенной в Безенчукском районе.
Подрядчик: ООО "СТРОЙСЕРВИС"
Цена: 219853979,34 руб.
Объект: Выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Осинки – Приволжье на участке км 14+000 – км 28+000, расположенной в муниципальных районах Безенчукский и Хворостянский.
Не удивляет, но бросается в глаза:
1) Во всех (!) случаях закупка произведена вследствие признания несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частями 1 - 3.1 статьи 71 Федерального закона. Ранее я публиковал список сотни конкурсов Минтранса и ДГХиЭ Самары с единственным участником, среди которых явные помойки вроде ООО «ПСК». Чисто технически это возможно только в случае кабинетной модерации конкурса заказчиком.
2) Крупнейшие контракты Минстрой отдал самому себе в лице «черной дыры» и объекту проклятий граждан и Счетной палаты в лице ГКП АСАДО. Субподрядчиком является ООО "ХРИПУНОВ И К" (читать тут и тут), которое в одиночестве пришло и выиграло другой КЖЦ.
Соревноваться ХИК с АСАДО не стал. Возможно ли такое в условиях добросовестной конкуренции? Цены на работы cчитаются по одинаковым принципам, то есть, по большому счету разницы между контрактами нет. Что же тогда Хрипунову мешало конкурировать с АСАДО и получить весь контракт и не встраиваться на менее рентабельный субподряд?
Из странных (не) пересечений АСАДО со своими субчиками следует забавный вопрос: почему Иван Пивкин не использует собственную «дочку» АСАДО для участия в других своих же конкурсах с целью понижения цены? Ведь это было бы разумно и позволило бы на сэкономленные деньги сделать больше дорог? Проблем то много и деньги ой как нужны. Отбойники, например, можно был бы закупить, чтобы люди на встречке не бились. Звучит может смело, но если можно десятилетиями бросать деньги в бездну АСАДО, то почему нельзя использовать её для экономии? Тем более самому АСАДО постоянно нужны деньги, например на закупку уборочной техники. Её катастрофически мало и поэтому в Самаре круглогодичный свинарник из пыли, грязи, мусора и снега.
Подводя итоги могу предположить, что если модераторы БКАД не присмотрятся, то к 2024 году Иван Пивкин скорбно признает, что по показателю КЖЦ результат не достигнут. Все вздохнут, но сильно скорбеть не будут и с радостью выйдут ремонтировать отремонтированное. Опыт Московского шоссе тому прекрасный пример.
Попрошу Минтранс СО и Самарское УФАС разъяснить казусы с КЖД.