Клоунизация борьбы с коррупцией в исполнении Ивана Пивкина
На днях был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы (спойлер от КП - тут). Незадолго до этого аналогичный документ утвердил министр транспорта Самарской области Иван Пивкин. Из путинской версии плана борьбы с коррупцией следует, что Ивану Пивкину необходимо подкорректировать своё видение и утвердить новый документ.
Думаю, что я был вторым после автора читателем антикоррупционного креатива от Минтранса СО. Это очень смешное чтиво для любителей жанра «интесификации антикоррупционного просвещения», но таких мало. На месте любого начальника, который реально борется с коррупцией, автора этого документа стоило бы гнать в шею. Поделюсь своими оценочными суждениями:
Задачи плана Пивкина – предупреждение коррупции, просвещение и прозрачность Минтранса. Нормальные задачи, но решения у них так себе. Индикаторы – доля удовлетворенных работой Минтранса и доля выполненных мероприятий программы. Первый индикатор совершенно бредовый. Второй вообще нет смысла обсуждать, он формальный. Запланировали пять унылых лекций – пять и прочитают. Из программы следует, что в 2020 году оба индикатора - 100%.
Особенное удовольствие доставляет лирическая часть программы Пивкина, в которой автор обличает коррупционное зло.
На мой вкус такой подход клоунизирует борьбу с коррупцией. Путинский указ предполагает корректировку всех аналогичных положений с докладом до 01.10.2021.
Пользуясь окном возможностей, я предлагаю всем миром помочь Ивану Пивкину отвлечься от лекционной борьбы с коррупцией в пользу вещей приземленных: качеством работ и эффективностью использования денег налогоплательщиков. Разумно предположить, что документ не будет очередной профанацией, если в его основе будут быть механизмы решения всем видимых и вопиющих проблем дорожного комплекса Самарской области. Например:
1) Если полудохлому подрядчику Волгоспецстрой Иван Пивкин переводит под миллиард рублей и для этого в недрах министерства появляются поддельные гарантии, то это повод разработать механизм противодействия печати этих гарантий на цветном принтере (предположительно — в самом Минтрансе).
2) Если подрядчики Евгения Серпера годами уродуют самарские дороги и памятники культуры, но продолжают получать подряды, то это повод детально проработать механизм внесения подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков.
3) Если у Минтранса продолжают кушать миллиардные подряды, уличенные ФАС в сговоре подрядчики, то это повод детализировать регламент, в части противодействия сговорам, а также задуматься о снижении размера лотов.
4) Если Счетная палата намекает, что ГКП СО АСАДО порочна и вредна, а губернатор пишет, что работа по уборке улиц организована позорно, то это повод переосмыслить принцип работы АСАДО или вовсе её ликвидировать.
5) Если дорожные подрядчики не заявляются на конкурсы Минтранса, то это повод их спросить о причинах. Ведь они хотят заработать, а у Минтранса есть деньги. Единственная причина отказа – их убежденность в том, что Минтранс работает только со своими. Влезешь – получишь проблемы и не получишь денег. Всем ведь памятна хамская история с итальянцами, которая закончилось бесконечным колейным позором Московского шоссе.
На мой взгляд возможны следующие направления улучшения антикоррупционной программы самарского Минтранса:
1) Изучить проблему конфликта интересов применительно к ситуации, когда председатель профильного комитета Самарской Губернской Думы и богатейший депутат Самарской области Андрей Мурзов является контролирующим лицом компаний-крупнейших подрядчиков Минтранса Самарской области. Понятно, что к аффилированным с депутатом фирмам должно быть особо пристальное внимание, которое исключит преференции. Звучит наивно, но ведь я прав.
2) Анализ выявленных самарским УФАС нарушений Минтранса, АСАДО и антиконкурентных соглашений подрядчиков Минтранса СО и разработка системы мер по предотвращению рецидивов.
3) В рамках сотрудничества Самарской области с АСИ внедрить риск-ориентированный подход при планировании контроля за расходованием бюджетных средств.
4) Разработать процедуры, которые бы предотвращали риск сговора экспертов и подрядчиков при взятии проб.
5) Обязательное участие ГКП СО «АСАДО» Минтранса во всех конкурсах Минтранса с целью снижения начальной цены и экономии бюджетных средств.
6) Анализ Устава ГКП СО «АСАДО» на предмет наличия признаков антиконкурентного соглашения. Устранение замечаний Счетной палаты в части организации работы ГКП СО «АСАДО» или ликвидация данной структуры.
7) Прозрачный механизм учета в графиках ремонта обратной связи от граждан, оставленной через сервис «Карта убитых дорог» ОНФ.
8) Анализ всех ситуаций расторжения Минтрансом контрактов с подрядчиками по соглашению сторон без детализации причин.
9) Механизм внесения подрядчиков Минтранса в реестр недобросовестных поставщиков, который исключит получение подрядов компаниями, которые имеют подтвержденную репутацию недобросовестных исполнителей работ.
10) Механизм повышения эффективности контроля (включая контроль общественности) за использованием подрядчиками материалов и оборудования, предусмотренных проектом.
11) Механизм контроля за соблюдением требования БПКАД о доведении до 75% количества контрактов на принципах жизненного цикла.
12) Механизм контроля подлинности гарантий, которые предоставляются подрядчиками.
13) IT-решение, которое позволит каждому гражданину найти интересующую его дорогу и получить информацию:
a. о её владельце, проектировщике, строительной организации, эксплуатанте.
b. условиях контрактов, гарантийных обязательствах, исковой и претензионной работе.
c. внесении подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков.
d. оставить претензию о качестве выполненных работ с возможностью контроля устранения претензии.
14) Изменение индикаторов исполнения программы, например:
a. Количество новых подрядчиков, принявших участие и получивших подряды в конкурсах Минтранса.
b. Количество негативных и позитивных отзывов, полученных по результатам социологического опроса проведенного независимой от Минтранса СО социологической организацией (с публикацией результатов опроса).
Думаю, что будет очень своевременно издать спецвыпуск «Русского расклада», в котором постараюсь собрать лучшие антикоррупционные практики и рекомендовать их к применению Минтрансу СО в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы».
Желающие поддержать доброе дело – шлите информацию, предложения и донаты на издание газеты.